Православный календарь


Яндекс.Метрика




Возрождение храма и веры

Они трудились, вытаскивая из помещений остатки поломанной мебели, старые стройматериалы и другой мусор, а над головой у них вместо крыши было небо – чистое, голубое, сияющее. Словно оттуда, с высоты, кто-то, радуясь их усердию, освещал пространство, чтобы легче работалось, и было видно, как очищается от рухляди, а заодно и налёта мирской суеты место, где будет звучать молитва и души людей соединятся с Богом. И, хотя сложностей в этом благом деле оказалось немало, помощь свыше сельчане ощущали буквально на каждом шагу.

Сегодня этот небольшое строение видно даже с автомобильной трассы, пролегающей мимо Каменки. Не только потому, что оно расположено на въезде в населённый пункт. Просто сверкающий золотом, увенчанный крестом купол заметен издалека. Теперь, когда жители выезжают куда-то по личной или производственной надобности, путь их неизменно пролегает мимо храма. Для людей невоцерковленных это просто ещё одна возможность полюбоваться самым красивым зданием села. Для верующих – повод осенить себя крестным знамением. А ещё вспомнить, что в обустройство храма вложена частица их труда, порадоваться его зримым плодам, задуматься о плодах незримых.

… До революции в Каменке, как и во многих сёлах района, была своя церковь. Деревянная, трёхпрестольная. Её возводили всем миром, и тщанием верующих в 1833 году строительство оказалось завершено. Главный престол освятили по имя Покрова Пресвятой Богородицы, два других – в честь Святого Пророка Божия Илии и Святителя Митрофана Воронежского.

Разумеется, церковь сразу же стала центром духовной жизни населения. Но во времена богоборчества её ожидала незавидная участь. Нет, постройку не сравняли с землёй, как в других городах и весях. В конце 20-х или начале 30-х годов прошлого века переоборудовали под зернохранилище, убрав всё, что указывало на её принадлежность к православию. Этого было достаточно, чтобы считать дом Божий уничтоженным.

В более поздние советские времена здание отдали под клуб. На месте алтаря обустроили сцену, и там, где прежде были слышны церковные песнопения, зазвучали иные мелодии.

— Кстати, и регистрации браков проходили на этой сцене, – вспоминает жительница Каменки – нынешняя прихожанка нового храма, директор воскресной школы Ольга Сергеева, принимающая самое активное участие в возрождении духовной жизни села. – То есть где раньше венчали, с 60-х стали мирские свадебные обряды проводить. Мы с мужем тоже поженились в этом клубе.

Неудивительно, что для жителей такое место было по-прежнему значимо и дорого и, когда в 1996-м из-за обычной ребяческой шалости местных школьников здание сгорело, люди восприняли это с болью.

Спустя годы, в 2010-м, родственница Ольги Владимировны, Татьяна Ананьева, которая проживает в Москве, наведавшись в родное село, предложила восстановить церковь, чтобы верующим не нужно было каждый раз выезжать на службы в город. Женщин поддержала их односельчанка Галина Казарина. Они организовали субботник по расчистке заваленного землёй и мусором фундамента старого храма.

— В тот момент откликнулось много народа. Пришли и стар и млад. Где-то человек пятьдесят сначала было, – описывает общий порыв земляков Сергеева. Потом с грустью добавляет:

— Правда, не все сразу поняли, что мы хотим возродить церковь – многие подумали: раз здесь в последние десятилетия был клуб, значит, ради его строительства хлопочем. А когда услышали, что не о нём радеем, вздохнули разочарованно и разошлись по своим делам.

Другие, как она говорит, наоборот – ещё больше воодушевились. Обещали помогать и потом.

Памятуя, что на это необходимо благословение, сельчане обратились к отцу Иннокентию (Третьякову), на тот момент благочинному Николаевского округа. Он, конечно, столь замечательную идею поддержал, но, осмотрев фундамент старой церкви, рассудил, что вряд ли стоит замахиваться на возведение здания прежних размеров – слишком масштабные потребуется провести работы. На них и времени уйдёт немало, и средства понадобятся крупные, а здесь, в глубинке, собрать их ой как непросто. Да и не известно ещё, пригоден ли к использованию старинный фундамент, который столько лет оставался открытым и разрушался от снега и дождя. Словом, решили: уж лучше переоборудовать под храм имеющуюся постройку.

Местный фермер Василий Петрович Шиндин, к тому времени всерьёз взявшийся за возрождение сельхозпроизводства в селе, согласился, что более всего подходит здание бывшего правления колхоза. Оно тоже старинное (там до революции размещалась церковная рукодельня), расположено на возвышенности, всего в двух шагах от старого храма. И, передав его верующим, взялся финансово поддержать реконструкцию.

Но прежде надо было очистить помещение, определиться с предстоящими объёмами. Выяснилось, что нужно заняться не только внутренней отделкой и внешней облицовкой, укреплением стен, но и кровлю поменять. В общем, работы оказалось много. И инициаторы проекта и присоединившиеся к ним сельчане не остались сторонними наблюдателями – активно взялись за дело. Валентина Николаевна Фартушнова, Валентина Дмитриева Шитова, Надежда Николаевна Старушкина, Александра Александровна Казарина, Елена Наумовна Моголянова приобщили к такому благому делу и своих детей и внуков. Кстати, и супруги Шиндины не только финансово помогли, но и физического труда не чурались.

Каждый внёс свою лепту. Затем и профессиональные строители принялись за выполнение непростой, но очень важной задачи…

На месте старой церкви сегодня возвышается Поклонный крест. Как память о тех, кто пережил времена гонений на веру и почил, не успев увидеть начало нашего возвращения к духовным истокам и ценностям, восстановления храмов. Среди них и местный священник – отец Арефий, которого в 1922 году нашли убитым в своём доме при загадочных обстоятельствах. Дело не расследовали до конца – история не вынесла убийцам приговор. Но, наверное, теперь это не так уж важно, ведь судьёй им стал Сам Господь, а батюшка – в сонме пострадавших за веру Христову. Истинные православные смиренно принимали на себя этот крест…

Старый снимок священника сохранила и передала Ольге и Татьяне незадолго до своей смерти их тётя – Клавдия Степановна Рахманова. Сегодня это уже не отдельная семейная реликвия, а картина, помогающая нам представить отдалённое прошлое с его нравами и обычаями. Как и фото воспитанниц церковноприходской школы Каменки.

Ольга Владимировна так же бережно хранит фотографии, где запечатлены моменты совместной работы сельчан. А в нынешнем храме Покрова Божьей Матери, возрождённом усилиями верующих, уже не первый год звучит молитва. Действует и воскресная школа, которой заведует Сергеева. Ребятни там, как, впрочем, и в общеобразовательной, немного – всё-таки молодёжь, людей среднего возраста с детьми не слишком прельщает жизнь в деревне. Уезжают в города.

Но тем, кто остался, без духовного оплота не выжить. Удивительно, но часто не старшие ведут младших в храм, в воскресную группу, а дети сами, пообщавшись с педагогом Ольгой Владимировной на школьных занятиях по основам православной культуры, приходят потом в церковный класс и рассказывают дома о том, какие духовные открытия совершили. А может, в этом как раз и нет ничего удивительного. Времена богоборчества воспитали не одно поколение в безверии. Пришла пора возрождать веру. Это ещё сложнее, чем просто восстановить здание храма. И над этим с Божьей помощью ещё предстоит немало трудиться.

Наталья Трофимова  

Comments are closed.