Образ Спасителя – убрус, на котором отпечатался Лик Иисуса Христа после того, как Он умыл и отёр этим платом лицо, и благодаря которому во времена земного пути Иисуса Христа поражённый проказой правитель Едессы Авгарь исцелился и принял христианство, был помещён в нише городских ворот.
Долгие годы жители поклонялись святыне. Но когда правивший Едессой правнук Авгаря впал в идолопоклонство и решил снять Образ с городской стены, нишу с изображением на убрусе заложили глиняной доской и кирпичами и с годами забыли о Нерукотворном Образе.
Лишь в 545 году при осаде города персами епископ Евлавий, которому было явление Пресвятой Богородицы, достал изображение из ниши, и по общей молитве народа город был спасён.
В 630 году Едессой овладели арабы. Они проявили почтение к Нерукотворному Образу, известному уже по всему Востоку, и не препятствовали поклонению святыне.
В 944 году византийский император Константин Багрянородный выкупил изображение у эмира и с великими почестями перенёс в тогдашнюю столицу Православия Константинополь.
Нерукотворный Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.
Празднество в честь того события, совершаемое в попразднство Успения пресвятой Богородицы, 29 августа, часто называют третьим Спасом, «Спасом на холсте», а иногда ореховым Спасом в связи с традицией освящать в этот день плоды орешника.
В Русской Православной Церкви такой праздник почитается особо, а икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространённых.
В Свято-Воскресенском соборе также вспоминали это запечатлённое в Священном Предании событие и молились перед Образом Спасителя.