Русский народ с давних времён верит во благую и всесильную помощь Пресвятой Богородицы как последнего своего прибежища. Взыскание погибших – это возвращение к жизни потерявшего всякую надежду человека. Матерь Божия спасает людей, оказавшихся на краю как в житейском, так и в духовном смысле.
Название иконы «Взыскание погибших» укрепилось благодаря повести «О покаянии Феофила во граде Адане». В основе сюжета – история церковного эконома, который из-за постигших его неприятностей пошёл против Господа, затем раскаялся и умолил Матерь Божию спасти его погибающую душу. В этом произведении Пресвятая Дева впервые именуется Взыскательницей погибших.
Созданная в VII веке, в России книга распространилась только в XVII столетии, а Богородичные иконы с таким названием – лишь в XVIII-м. Первая из прославившихся написана в 1707 году. Она пребывала в храме Орловской губернии. О дальнейшей её судьбе не известно. Но сохранились другие старинные чудотворные образы. Перед ними молятся об избавлении от вечной погибели, о спасении в земной жизни, о наставлении на путь истинный запутавшихся в трудных обстоятельствах, поиске пропавших без вести и в любой другой беде.
В ХIХ веке образ «Взыскание погибших» прославился в Поволжье. Это была икона дворянского рода Кадышевых, хранящаяся ныне в кафедральном Покровском соборе города Самары. В своё время перед ней после молебна излечился от тяжёлой болезни сын графа Шереметева.
Когда о таком чуде узнал митрополит Московский Филарет (Дроздов), был установлен общецерковный день памяти этой иконы Богородицы – 5 (18) февраля.
В Свято-Воскресенском соборе Пугачёва также особо почитают и бережно хранят несколько старинных образов, именуемых «Взыскание погибших», и в день памяти иконы молились перед одним из них.