Такая дата стала особым событием для стремящихся сохранить свою историю жителей села. Самые младшие из них живут в период созидания – видят, как вокруг строятся хозяйственные и социальные объекты. А людям старшего и среднего поколений запомнились и картины разрушений. Они наблюдались не только в далёкие уже послереволюционные годы, но и в перестроечные. Поэтому для каменцев юбилей старого храма, от которого остался лишь фундамент, это значимый повод оглянуться в прошлое, чтобы извлечь из него полезные уроки.
Ныне на самом въезде в село стоит небольшой сверкающий золотыми куполами храм. Как и старая церковь, он освящён во имя Покрова Пресвятой Богородицы. И не удивительно, что именно к его престольному празднику приурочили торжество по случаю 190-летия первой каменской церкви.
В этот день, 14 октября, ещё до начала богослужения в Доме Божием стали собираться верующие. Большинство готовились к Причастию, поэтому спешили исповедаться.
Клирик храма иерей Димитрий Пышкин совершил Божественную литургию и водосвятный молебен, а затем, напомнив о событии праздника Покрова Божией Матери, распростёршей над народом во Влахернском храме Константинополя свой омофор, подчеркнул, что и поныне все с верою к Ней притекающие получают Её заступление перед Господом нашим Иисусом Христом и помощь. И пожелал прихожанам неустанно молиться Богу и Владычице нашей Приснодеве Марии.
Об истории старого храма каменцам и приехавшим на службу пугачёвцам рассказала директор детской воскресной учебно-воспитательной группы Ольга Владимировна Сергеева. В этом повествовании прошлое неразрывно слилось с настоящим, выявив закономерную связь времён.
До революции в самом старом селе Николаевского уезда, а ныне Пугачёвского района Каменке, как и во многих малых поселениях России, была своя церковь. Деревянная, трёхпрестольная. Возводили её тщанием верующих, и когда в 1833 году труды по строительству были завершены, главный престол освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы, правый во имя святителя Митрофана Воронежского, а левый – во имя Пророка Божия Илии.
В конце 20-х-начале 30-х, когда до глубинки докатилась волна богоборчества и храмы повсеместно стали закрывать, разрушая или приспосабливая под мирские нужды, каменскую церковь превратили в зернохранилище. В более поздние советские времена, во второй половине прошлого века, там разместили сельский клуб. Причём сцену оборудовали на месте, где прежде был алтарь.
По традиции торжественная регистрация браков в сёлах совершалась именно на сцене клубов, поэтому символично, что с 60 годов светский обряд стали проводить там, где раньше венчали. И свадьба Ольги Владимировны и её супруга тоже проходила в этом клубе.
Эту старинную постройку сельчане воспринимали как памятник истории, культурного наследия предков. Поэтому, когда в 1996 году из-за детской шалости здание сгорело, очень переживали.
Ещё более драматичной на фоне глобальной смены эпох и разрушения храмов выглядит судьба духовенства. Отца Арефия Резникова в 1922 году нашли в его доме убитым при загадочных обстоятельствах. Отца Родиона Булавцева, служившего в Покровской церкви, арестовали 14 января 1931 года по обвинению в антисоветской деятельности и на три года сослали в Сибирь. Его брат Гурий Булавцев, уроженец Каменки, служивший в Самарской области, арестован чуть ранее – 1 ноября 1930-го, отправлен в лагерь, а 4 сентября 1937 года его вновь арестовали. Совсем скоро –31 октября – он был расстрелян. Сын каменского священника отца Александра Рыбакова протоиерей Владимир Рыбаков, служивший в петербургской церкви Спаса на Водах, умер в тюрьме от побоев в 1934 году.
Об упокоении их душ в этот день молились и во время Божественной литургии, и во время литии, которую отец Димитрий отслужил возле Поклонного креста, установленного на фундаменте старого каменского храма в память о местных священниках и всех, кому довелось пострадать за Христа во времена гонений на веру.
Эту память сельчане стараются сохранить также в фотоальбомах, на стендах, вывешенных в смежном с нынешним храмом помещении воскресной школы, электронных носителях. А рядом со старыми снимками священников и их родных и записями, сделанными на основе архивных источников, – современные фотографии, запечатлевшие моменты обустройства нынешнего храма Покрова Пресвятой Богородицы. Его история тоже соприкоснулась с тяжёлыми событиями как летописи села, так и жизни сельчан.
В 2010 году родственница Ольги Владимировны Татьяна Ананьева, которая проживает в Москве, гостила в родном селе и предложила восстановить церковь. К ним присоединилась их землячка Валентина Дмитриевна Шитова. Вместе организовали субботник по расчистке старого фундамента. Откликнулось много народа – примерно полсотни человек. Поработать пришли и стар и млад.
От всей души поддержал такое благое дело и местный фермер Василий Петрович Шиндин. Он и сам собирался этим заняться. Ведь когда-то тёща Василия Петровича, очень набожная женщина, попросила внука – среднего сына Шиндиных – обустроить в селе хотя бы молельную комнату, пояснив, что ездить каждый раз в город в её возрасте тяжело. Мужчина обещал выполнить просьбу любимой бабушки, но не успел – трагически погиб. Поэтому Василий Петрович решил, что должен сделать это за него. Ради всех земляков и в память о родном и дорогом сердцу человеке.
Архимандрит Иннокентий (Третьяков), который был в то время благочинным Николаевского округа, рассудил, что вряд ли стоит браться за строительство нового здания на месте старой церкви – слишком масштабные потребуется провести работы, да и не известно ещё, пригоден ли для этого оставшийся фундамент. Поэтому храм решили обустроить в готовом помещении.
Для этого более всего подходило бывшее правление колхоза – старинное строение, расположенное на возвышенности в двух шагах от старого храма. До революции там была церковная рукодельня.
Хотя реализация идеи предполагала не возведение нового объекта, а реконструкцию, объём работ предстоял большой. Одной лишь внутренней отделкой и внешней облицовкой было не обойтись. Требовалось укрепить стены, заменить кровлю крыши. Конечно, для этого пришлось нанять толковых специалистов. Но и сами зачинатели возрождения храма не остались просто наблюдателями – работали все, в том числе и семья Шиндиных.
Сложностей в этом благом деле оказалось немало, однако и помощь Божью люди ощущали постоянно.
Благодаря усилиям верующих в новом храме Покрова Пресвятой Богородицы сегодня звучит молитва, действует воскресная школа. Вспоминая этапы реконструкции строения и возрождения духовной жизни села, Ольга Владимировна отметила всех, кто принимал в этом участие – благотворителей, священников, трудившихся в храме односельчан. И горячо благодарила от имени прихожан за то, что у нынешних верующих есть Дом Божий, куда они приходят помолиться и поблагодарить Господа за все Его великие благодеяния, за то, что с Его помощью в селе происходят перемены к лучшему.