Православный календарь


Яндекс.Метрика




Экскурсия по храму

У каждой эпохи свои нравы. При взгляде из дня сегодняшнего кажется более чем странным, что ещё несколько десятков лет назад ради благого дела требовалось пройти через множество испытаний, преодолевая искусственно созданные препятствия, рискуя накликать для себя серьёзные проблемы. Но так было. И то, что теперь кажется дикостью, когда-то было обыденным явлением.

Анатолий Капцов, который более полувека прослужил в Свято-Воскресенском соборе, дольше остальных священников был его настоятелем, о временах богоборчества знает не понаслышке. Ему сполна удалось ощутить все сложности и нелепости той эпохи.

— Вы и представить себе не можете, как трудно было прорваться через все эти запреты, которые чинили нам в исполкоме, – заметил он во время недавней встречи со служителями и прихожанами собора. – Даже здесь, в стенах храма, было немало тех, кто доносил в партийные органы не только обо всём, что происходило, но и о любой инициативе, о каждом сказанном священником слове.

Помощники благочинного Николаевского округа, нынешнего настоятеля Владимира Растопшина хотели услышать из уст почтенного земляка рассказ о реставрации церковных фресок и установке ограждения собора, который уже более 120 лет является центром духовной жизни горожан, чтобы восстановить ещё одну страницу летописи самого красивого и величественного строения Пугачёва. А это повествование превратилось в описание истории масштабных уродливых процессов века, особенно остро ощущавшихся в глубинке…

Установка ограждения храма была не прихотью. Мимо потоком двигался на рынок народ. Нередко по дорожке из булыжника проходили и граждане, разгорячённые алкоголем. Многие, не понимая смысла церковных богослужений, не задумываясь, можно ли в таком состоянии переступать порог культового здания, спешили заглянуть в храм. Видимо, кто-то из таких прохожих бросил непотушенный окурок на землю возле приходского сарайчика. Маленькая искорка при соприкосновении с сухой травой мгновенно превратилась в пламя, уничтожившее постройку. Не защищён был от этого и сам собор.

— А самое главное – по церковным канонам без ограждения нельзя совершать Крестные ходы вокруг храма, – сокрушался отец Анатолий. – Поставить забор пытался и мой предшественник – отец Симеон Макашов. Но так и не смог получить разрешение. Тогда решили посадить вокруг тополя. Отлично помню этот момент – мне лет 15 было, я тоже принимал в этом участие. И всё же деревья не могли заменить ограждение. Поэтому, уже будучи настоятелем, я не раз ходил в исполком. И также получал отказ. Потом почему-то согласились.

Он отправился в Балаково к настоятелю местной церкви Анатолию Шубову посмотреть, как выглядит такая конструкция у соседей и узнать адрес мастеров. Тёзка подсказал, где найти изготовителей, и наш земляк сделал заказ. Но когда стали устанавливать столбы и крепить секции металлического забора, из исполкома снова поступил запрет. Пришлось сгрузить оставшиеся решётки в сарай.

— Через несколько лет грянул путч, в исполкоме такая возня началась – партийным лидерам было уже не до нас. Тогда мы под шумок быстро возобновили работы, – улыбался отец Анатолий. – Дождь лил, но наши истопники братья Александр и Григорий Крошкины и Михаил Гусаков всё равно трудились. Помню, кричу им: делайте как попало – лишь бы быстрее огородить территорию. Потом переделаем как надо.

Ещё чуднее вышла история с фресками. Когда батюшка попросил разрешения на реставрацию облупившихся от времени изображений, в горисполкоме заявили: чтобы это не было наглядной агитацией, привлекающей людей в храм, нужно восстановить святые лики в серых тонах. Отец Анатолий спорить не стал – смиренно согласился. Однако пришло новое указание: фрескам необходимо придать первоначальный вид. Видимо, партийные отцы надеялись, что отыскать умельцев такого уровня настоятель не сможет и откажется от своего намерения. Но, как выразился отец Анатолий, промыслом Божьим и не без помощи балаковского знакомого он встретился с ленинградскими художниками, которые реставрировали живопись Мариинского театра, залы Эрмитажа и Русского музея.

— Это Анатолий Трескин и Александр Смирнов. Их творчество оценено золотыми медалями Академии художеств. Они согласились расписать и наш собор внутри и снаружи. Много тогда народа сбежалось посмотреть на их работу.

Но когда роспись наружных фресок была наполовину завершена, из исполкома опять поступила директива. Увидев, какой неземной красотой скоро засияет восточная стена, и поняв, что нашлись настоящие мастера своего дела, власти приказали срочно прекратить процесс и убрать леса.

Завершить роспись помог счастливый случай. Делегацию чехов из города-побратима Сеницы привели на экскурсию в храм. Восхищённые его великолепием, гости не преминули поинтересоваться, почему фрески отреставрированы лишь наполовину. Сопровождавшие их отцы города не нашлись что ответить. Наверное, чтобы избежать таких казусов в дальнейшем, разрешили продолжить работы.

Н. Трофимова

Comments are closed.