Православный календарь


Яндекс.Метрика




На старом Поклонном кладбище Пугачёва найдена могила священника, служившего в городе в начале прошлого века

 

 

 

История святынь нашего края неразрывно связана с судьбой местного духовенства. Каждый из священников внёс свой посильный вклад в развитие духовной жизни заволжской глубинки. Но, к сожалению, из-за политики богоборчества чьи-то имена забыты, а о других земляках известно совсем не много. Однако и эти скудные сведения пополняют бесценную сокровищницу духовного и культурного наследия наших предков, характеризуют их жизнь и быт. В них отражены традиции времени, которые и ныне не только вызывают живой интерес, но и могут послужить достойным примером для подражания.

В архивных документах Пугачёвского краеведческого музея встречаются упоминания о протоиерее Владимире Розалиеве (по некоторым источникам, Розальеве). Предположительно, местом его рождения является село Липовка Духовницкого района. А год, когда он появился на свет, известен достоверно – 1853-й.

Владимир Дмитриевич происходил из священнического рода, поэтому он, как и другие родственники по мужской линии, продолжил дело отцов. Документально выверено, что служил он в старом Иоанно-Предтеченском храме Николаевска, но с большой долей вероятности можно утверждать, что ему также довелось быть клириком Воскресенского собора. А обосновался он в нашем городе после того, как обвенчался с уроженкой села Клинцовка Анной Фёдоровной Поповой.

В этом браке было по одним источникам восемнадцать, по другим – шестнадцать детей. Такое расхождение в данных неудивительно, ведь в те годы медицина была ещё не развита, и многие умирали от различных болезней во младенчестве. Но, в любом случае, очевидно, что Розалиевы поддерживали отеческие традиции многодетности, которые для священничества были незыблемы.

Разумеется, такой большой семье требовалось просторное жильё. Но построить его отцу Владимиру было не под силу – он не обладал достаточными средствами. Тогда местный купец Попов (тот самый, что стал одним из главных благотворителей при возведении Воскресенского собора в Николаевске), находившийся в родстве с Розалиевыми, в 1896 году выстроил для семьи священника просторный особняк.

Большинство элементов этого архитектурного строения было выдержано в классическом стиле, а венчающие детали композиции – в стиле рационального модерна. Дом стал одним из главных украшений центральной части Николаевска – улицы Московской, ныне Максима Горького.

Когда после событий октября 1917 года новая власть начала экспроприировать имущество состоятельных людей, протоиерей Владимир Розалиев не без оснований предположил, что из-за такого роскошного дома и его причислят к таковым и отнимут особняк. Не дожидаясь прихода уполномоченных с официальными документами, он сам добровольно передал собственное жильё большевикам. Не потому, что боялся репрессий – их волна ещё не докатилась до глубинки. К тому же своё священническое служение он, будучи больным и немощным, завершил ещё до революции, в 1912-м. Скорее всего, просто опасался за детей и внуков и предпочёл не создавать поводов для конфликта с властью.

Здание это сохранилось до наших дней. Сегодня там размещается детский сад №8, а прежде был Дом культуры. В прошлом году особняк Розалиева признали памятником культурного наследия регионального значения, охраняемым государством.

Других сведений о жизни Владимира Дмитриевича в послереволюционный период, к сожалению, нет. Зато сохранились архивные данные о его сыне Алексее 1896 года рождения, который по примеру отца выбрал путь служения Богу. Поскольку Розалиеву-младшему довелось застать во священничестве времена богоборчества, ему выпала трагическая доля.

Впервые Алексея Розалиева, не пожелавшего отречься от своего служения, арестовали 29 марта 1927 года. 10 июня Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР он обвинён в «контрреволюционной агитации» по статье 58-10 УК РСФСР и приговорён к трём годам заключения. Его ждал Соловецкий лагерь особого назначения «Соловки» в Архангельской области.

19 мая 1930 года отец Алексей был освобождён. Но на этом его испытания не завершились. Последовали новый арест и ссылка на Север. 17 апреля 1931 года по обвинению, сформулированному как «отказ от работы по церковным праздникам», по той же статье 58-10 УК РСФСР его приговорили к высшей мере наказания – расстрелу.

4 июня приговор был приведён в исполнение. Жизнь отца Алексея оборвалась на 36 году.

Реабилитирован он был уже на исходе богоборческой деятельности советских времён: 16 января 1989 года прокуратурой Архангельской области и 6 августа 1998-го – прокуратурой Красноярского края.

В отличие от Алексея Розалиева, о захоронении которого на Севере России имелись документальные сведения, о месте упокоения его отца – Владимира Дмитриевича – нигде не упоминалось. И даже проживающие ныне в Пугачёве потомки не знали, что скончался он в 1933-м и погребён на старом кладбище.

Могилу священника обнаружила жительница Балаково, прихожанка храма Иоанна Богослова Елена Вениаминовна Киселёва, проживавшая ранее в Пугачёве и приехавшая в родной город в гости.

Оказалось, что это семейное захоронение и там покоятся не только сам протоиерей Владимир Розалиев, его супруга Анна Фёдоровна и некоторые из их детей, но и представители рода Поповых.

Поскольку могила была запущенной и заросла деревьями и травой, долгое время все проходили мимо, не останавливая взгляд на прикреплённых к памятникам табличкам и не пытаясь прочесть выбитые на них имена. Потом всё же – не иначе как Божиим промыслом! – на место захоронения обратили более пристальное внимание.

Затем и сотрудники Свято-Воскресенского собора, осмотрев памятник, убедились, что это именно тот самый священник, о котором упоминается в архивных документах и чей дом недавно включили в реестр объектов культурного наследия. Ведь на табличке оказалась та самая старинная фотография, доступная сегодня для просмотра во всех открытых источниках. На ней протоиерей Владимир Розалиев запечатлён в рясе с наперсным крестом и наградами: орденом святой Анны III степени и медалями «В память царствования императора Александра III» за 1894 год и «25 лет Церковно-приходской школе» за 1909-й.

Сотрудниками МУП «Ритуал» место захоронения было приведено в порядок. А усилиями помощника благочинного Николаевского округа Ирины Владимировны Кузнецовой удалось установить связь с праправнучкой Владимира Дмитриевича Екатериной Шикуновой, названной, кстати, в честь одной из дочерей священника.

Ныне девушка проживает в Саратове. Для неё новость об обнаружении могилы её прапрадеда стала необыкновенно радостной, ведь она давно заинтересовалась своей родословной и занимается поиском сведений о предках. Но о родственниках по линии отца знала очень мало.

Когда Екатерине сообщили, что 3 августа благочинный Николаевского округа протоиерей Владимир Растопшин отслужит панихиду на могиле её родных, и пригласили присоединиться к молитве, она сразу же согласилась. А после заупокойного богослужения призналась, что испытала огромное волнение и трепет, увидев место захоронения предков, услышав слова прошения о прощении их прегрешений и упокоении в Царствии Небесном. И очень благодарна всем, чьими трудами это стало возможным.

Девушка заверила, что продолжит поиски сведений о своей семье и в случае появления новых данных, связанных с местным духовенством, обязательно поделится ими с пугачёвцами.

Наталья ТРОФИМОВА

Благодарим за содействие в поиске информации сотрудников Пугачёвского краеведческого музея и лично Нурию Ибрагимовну Сулейманову, на протяжении многих лет возглавлявшую это учреждение

site: bessmertnybarak.ru

 

Comments are closed.