В воскресенье, 25 февраля, верующие отметили Неделю о мытаре и фарисее – первую из череды подготовительных к Великому Посту.
В этот день в Свято-Воскресенском соборе Пугачёва, как и во всех храмах, во время богослужения читали отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о молившихся в храме мытаре и фарисее.
— Господь учит нас, что этот великий грешник – мытарь, который не мог ничего сказать в своё оправдание и только искренне и горько каялся: «Боже, милостив буди мне, грешному!», по своему глубочайшему смирению и осознанию собственной греховности будет оправдан. А фарисей, внешне благочестивый и вроде бы безупречный, но хваливший себя и осуждавший других, будет осуждён, – заметил после богослужения настоятель собора – благочинный Николаевского округа протоиерей Владимир Растопшин. – То есть «всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Так что, вспоминая эту притчу, Церковь говорит нам, что наше смирение становится началом покаяния, восхождения к Богу. Поэтому давайте, дорогие братья и сестры, смирять себя, признавая свои грехи, и, главное, не смотреть по сторонам, а только наверх – не осуждать ближних за их грехи, а стремиться очиститься от своих и стать ближе к Господу. Ведь перед Богом каждый из нас будет отвечать за себя.
В этот день Церковь совершала также память И́верской иконе Божией Матери и святителя Алекси́я Московского, митрополита Киевского и всея Руси, чудотворца.
Упомянув о них, отец Владимир заметил:
— Это две святыни Москвы. Наверное, они и являются тем фундаментом, на котором стоит столица.
Он напомнил, что святитель Алексий видел в московских князьях объединительную силу, способную укрепить Русское государство, поскольку они были защитниками святой веры православной. В этом и есть предназначение Русской земли – быть хранительницей истинного православия.
Батюшка упомянул также, что, путешествуя в Золотую Орду, чтобы наладить отношения с ордынскими правителями, святитель Алексий в 1357 году исцелил слепую супругу хана Тайдулу. И по преданию произошло это где-то в Поволжье. Поэтому святитель считается покровителем Поволжских земель.