Этот церковный праздник установлен по случаю восстановления практики почитания святых икон после длительного периода иконоборчества.
«Мы празднуем сегодня день Торжества Православия над неправдой, над ересями, над лжеучениями… Это дивный день, когда мы говорим и торжествуем о победе Бога над ложью, которая, как туман, распространилась по всей земле через человеческую неправду и греховность», – пояснял его значение митрополит Сурожский Антоний.
Известно, что традиция создания христианских священных изображений для почитания Бога, Его святых, сохранения памяти о важнейших событиях в истории Церкви восходит к первым временам её существования. Однако во времена императора Льва Исавра и при его активном участии развернулась борьба против святых икон. Они подвергались уничтожению, а их защитники – притеснениям и гонениям.
Это продолжалось более полувека. Затем стараниями императрицы Ирины и Патриарха Тарасия в 787 году в Никее был созван VII Вселенский Собор, утвердивший догмат об иконопочитании.
В воскресенье, 24 марта, после богослужения в Свято-Воскресенском соборе его настоятель благочинный Николаевского округа протоиерей Владимир Растопшин напомнил прихожанам о значении победы над лжеучением и смысле почитания святых и честных икон:
— Были времена, когда говорилось о том, что почитать иконы нельзя, поскольку православные при этом якобы уподобляются язычникам, становясь идолопоклонниками. Но кланяемся мы не дереву и краскам, из которых изготовлена икона, молимся не иконам, а перед иконами – поклоняемся Господу, Его Пресвятой и Пречистой Матери и святым угодникам. Глядя на их изображения, возносимся умом к Первообразам, то есть к тем, кто изображён на иконах.
Отец Владимир также пояснил значение Чина Торжества Православия. Он совершается в этот церковный праздник, установленный в 843 году в знак завершения повторного гонения на иконы, начавшегося в 812 году. Во время молитвы вспоминают подвиг веры праведников, отстоявших истинность учения о почитании святых икон.