Первое воскресенье после Пасхи имеет несколько названий. В народе этот день нарекли Красной горкой. А в церковном обиходе используют другие названия, каждое из которых несёт определённый смысл, отражает новый этап в истории праздника.
Антипасха в значении «вместо, напротив Пасхи» – самое древнее из них. Оно появилось в VI веке и отражает традицию восприятия такого дня как отдания Пасхи, завершения пасхальных торжеств. Это обновление праздника, как бы Пасха с другой стороны.
Наименование Новая неделя объясняется местом этого дня в годичном богослужебном круге. Он начинает новый годовой цикл церковных служб. Кроме того, как отмечал святитель Григорий Богослов, пройдя Страстную седмицу и отпраздновав седмицу Светлую, верующие должны начать новую жизнь, пользуясь плодами искупительного подвига Иисуса Христа, Который совершил обновление мира и человека в Своем Воскресении.
Название Неделя о Фоме или Фомино воскресенье появилось после IX века, когда праздник стал отмечаться и как воспоминание произошедшего на восьмой день после Воскресения Христа Его второго явления апостолам. Среди них был Фома, не поверивший радостному известию до тех пор, пока не увидел Иисуса своими глазами.
Поясняя его поведение верующим, благочинный Николаевского округа, настоятель Свято-Воскресенского собора протоиерей Владимир Растопшин отметил, что апостола Фому называют неверующим и иногда даже неверным ошибочно. Он был одним из самых преданных Господу учеников, готовым умереть за Него, а не поверил в Его Воскресение не только потому, что сам не смог вначале увидеть воскресшего Спасителя. Просто, увидев радость апостолов, не увидел в учениках Иисуса благодатных перемен, которые, по его мнению, должны были произойти с Воскресением Учителя.
— Святой Дух, как мы знаем, ещё не почил на учениках, и они как обычные люди имели свои немощи и недостатки. И, не увидев в них изменений, Фома и не поверил, – уточнил отец Владимир и, завершая проповедь, добавил:
— А мы, дорогие братья и сёстры, чем можем, живя в миру, свидетельствовать о Воскресении Христовом? Прежде всего благодатными переменами в нас самих. Будем же стремиться, чтобы Дары Духа Святого были в нас не напрасны, и ближние видели благие перемены в нас и уверились, что мы веруем в Христа воскресшего. Будем стараться быть примером для других.