Это было не первое совместное автобусное путешествие прихожан Свято-Воскресенского собора Пугачёва и Свято-Троицкого храма села Ивантеевка, и оно ещё раз показало, что пребывание вместе людей, объединённых одной верой во Христе, устремлённых к осознанию значимости наших общих духовных и культурных ценностей, ещё более сплачивает.
На этот раз главным идейным вдохновителем и организатором нашей поездки с благословения епископа Балаковского и Николаевского Варфоломея и благочинного Николаевского округа протоиерея Владимира Растопшина стала жительница Ивантеевки – прихожанка местного храма, журналист, педагог дополнительного образования Наталья Владимировна Смородина. Она имеет немалый опыт в таком деле и благодаря профессиональным навыкам сумела собрать и сплотить нашу группу – содействовала созданию доброй атмосферы в коллективе паломников.
Наш путь лежал в Пензенскую область, славящуюся на всю Россию своими древними святынями и памятниками культурного наследия предков. Прибыли мы туда ранним утром в субботу, 8 июня.
Первым пунктом нашего маршрута стал государственный музей-заповедник – родовое имение великого русского поэта Михаила Лермонтова, юбилей которого – 210 лет со дня рождения – отмечают в этом году. Усадьба расположена в одном из живописных уголков Белинского района – в селе, менявшем с годами своё название. Хотя сегодня оно официально числится как Лермонтово, на слуху у всех принятое в бытность поэта – Тарханы. Видимо, главную роль в этом сыграло то, что так называется сам музей. К тому же оно напоминает об эпохе, связанной с жизнью поэта-классика, помогает погрузиться в неё.
Впрочем, этому способствуют вся обстановка музейного комплекса, царящая там атмосфера и в немалой степени местные сотрудники, необыкновенно увлечённые своим делом.
Экскурсовод провела нас по комнатам особняка, где с 1794 года жили владельцы имения – бабушка и дедушка Михаила Юрьевича Е.А. и М.В. Арсеньевы, рассказала о такой короткой, но яркой жизни поэта, блестящем воспитании, полученном благодаря бесконечно любившей его бабушке, которая стала самым родным для него человеком, а также эпизодах жизни Лермонтова, явивших его характер, наклонности и огромные дарования, не ограниченные литературными.
Мы любовались великолепными картинами, написанными ещё в детские, потом в юношеские годы великого классика. И особенно впечатлила в их ряду сделанная его рукой копия полотна А.П. Лосенко «Андрей Первозванный».
Кроме барского особняка посетили дома, где жили дворовые люди, познакомившись с крестьянским бытом, побывали на представлении местных артистов, отразившем старинные нравы, народные обычаи и традиции конца ХVIII-середины ХIХ веков.
В программе ознакомления с культурным наследием предков были музеи Наровчата. Это Пушкинский центр имени Н.Н. Пушкиной-Ланской – музей-заповедник, расположенный в доме, некогда принадлежавшем почётному гражданину города – местному промышленнику и меценату генералу-лейтенанту Ивану Андреевичу Арапову. Сам поэт, 225-летие которого мы отметили буквально на днях, в этом крохотном городке никогда не бывал – в Наровчате, в этом доме останавливались его потомки. Но местные жители, как и все любители русской поэзии и её Солнца – Александра Сергеевича, гордятся уже тем, что их малая родина соприкоснулась с судьбой близких ему людей.
Посетили мы и мемориальный музей выдающегося русского классика А.И. Куприна, открытый в начале 80-х прошлого столетия при участии его дочери Ксении Александровны. Это литературно-бытовая экспозиция жизни и творчества Александра Ивановича, на которой собраны принадлежавшие писателю и его семье предметы – документы, в том числе письма, фотографии, фамильные портреты, книги, некоторые необходимые в быту вещи. Каждый из экспонатов – дополнительная иллюстрация к интереснейшему повествованию экскурсовода о яркой, но нелёгкой, порой драматичной судьбе писателя, своеобразном характере и привычках Куприна, сыгравших не последнюю роль в крутых поворотах его жизненного пути.
Осмотр ещё одного музея – тюремного замка, построенного в 1819 году и служившего пересыльным пунктом при этапировании осуждённых, а после революции местом содержания репрессированных, знакомство с их бытом произвели удручающее впечатление.
О том, что в этих жутких камерах находились не только преступники, но и цвет нации, её духовные светильники, напоминает Поклонный крест, установленный уже в наши дни во дворе – на месте расстрела священнослужителей. Он стал памятником верным чадам Христа, не отрекшимся от Него даже под страхом смерти, и назиданием нам, ныне живущим, призывом помнить о страшных годах богоборчества и их последствиях.
А всё, что мы увидели при посещении знаменитых святынь Пензенского края, – ярчайший пример духовного подвига наших предков, а также трудов современников, которые не просто возрождают Божьи обители, а стараются возвратить народу его ценности – то, на чём во все времена стояла Россия. Это Свято-Троицкий Сканов женский монастырь и Сканов пещерный мужской монастырь преподобных Антония и Феодосия Печерских.
Оба они расположены совсем близко от Наровчата, но, как все мы успели заметить, удалены от мирской жизни с её суетными, во многом тщетными заботами и существуют словно бы в другом измерении. Там совершенно другие устремления – не к земным нашим, тленным, благам, а к предвечному Богу, ко спасению души.
Ступив на их земли, увидев в их приделах несказанную красоту, которой отличаются все монастыри, мы всей душой ощутили царившую в них благодать и переполненные чувствами только и могли, что провозглашать её вслух, делясь друг с другом одними и теми же чувствами и понимая друг друга благодаря одному лишь этому слову.
В женской обители, где наша группа остановилась на ночлег, в соборе Троицы Живоначальной мы приняли участие во Всенощном бдении. И в начале этого вечернего богослужения и в его завершение приложились к главной монастырской реликвии – чудотворной иконе Божией Матери «Трубчевская». Она написана в 1765 году монахом Евфимием из монастыря города Трубчевска Орловской губернии, а затем кем-то подарена Сканову, тогда ещё мужскому, монастырю.
После революции, когда монастырь закрыли, почитаемый образ ожидала не лучшая участь – его передали в местный краеведческий музей, а там, не осознавая его святости и значимости, стали использовать в качестве подставки для цветочных горшков. Потом икона попала в музейную подсобку. И лишь через много лет, в 1994 году, когда монастырь начали возрождать уже как женский, была отреставрирована и заняла достойное место в храме.
Сопровождаемые и огромной радостью от посещения Свято-Троицкого женского монастыря, и грустью от расставания с ним, утром мы ещё раз посетили собор, приложились к иконе и двинулись в путь. Нас ожидала ещё одна святыня края – Сканов мужской пещерный монастырь.
Обитель окружена со всех сторон лесом и ещё более отдалена от привычного нам мирского уклада жизни. Небольшой бревенчатый храм, деревянный сруб над источником, церковная лавка в отдельном домике, несколько хозпостроек и возвышающаяся над всем этим поросшая зеленью гора, которая изначально и была пристанищем почитаемых Церковью святых – преподобных Антония и Феодосия Печерских, основателей монастыря.
Побывав в этих древнейших пещерах, представляющих собой несколько уровней тёмных тоннелей с выдолбленными сбоку келиями, мы лишь отдалённо смогли представить себе будни пребывавших там молитвенников, взявших на себя посильный лишь для немногих избранных подвиг непрестанного ходатайства перед Господом не только о собственной душе, но и обо всей стране и её народе.
Только в таких местах начинаешь осознавать, насколько несопоставимы наши суетные повседневные запросы с устремлениями этих отрекшихся от мира ради его спасения людей. Для нас, грешных, с трудом преодолевших ступени ведущей ко входу в пещеры лестницы, это совершенно недосягаемая высота. Но мы ощутили желание подняться хотя бы на одну ступеньку выше по пути к Отцу нашему Небесному. Дай Бог нам не растерять своих чувств, чтобы не спуститься ещё ниже и не отдалиться от Него по своей немощи и лености!
Наталья Трофимова