Страстотерпцы царь Николай II, царица Александра, царевич Алексий, великие княжны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия и их верные слуги расстреляны в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в городе Екатеринбурге в доме Ипатьева.
«Они умерли мучениками за человечество, – пишет о них воспитатель царского наследника Пьер Жильяр. – Их истинное величие проистекало не из их царского сана, а от той удивительной нравственной высоты, до которой они постепенно поднялись… И в самом своем уничижении они были поразительным проявлением той удивительной ясности души, против которой бессильны всякое насилие и всякая ярость и которая торжествует в самой смерти».
Такой нравственной высоты они достигли благодаря тому, что и в столь страшных испытаниях сохранили несокрушимую веру в Бога. Она поддерживала их в страданиях, давала мужество, силу и терпение в страшный для них час.
Вместе с императорской семьей расстреляли и слуг, пожелавших разделить со своими господами их участь и последовавших за ними в ссылку. Это доктор Е.С. Боткин, комнатная девушка императрицы А.С. Демидова, придворный повар И.М. Харитонов и лакей А.Е. Трупп. Кроме того, в различных местах и в разное время убиты и другие приближённые императорской семьи – генерал-адъютант И.Л. Татищев, гофмаршал князь В.А. Долгоруков, «дядька» наследника К.Г. Нагорный, детский лакей И.Д. Седнев, фрейлина императрицы А.В. Гендрикова и гофлектрисса Е.А. Шнейдер.
После известия о расстреле государя, его семьи и окружения святейший патриарх Тихон призвал свою паству: «Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падёт и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекшись от престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего положения, безропотно покорился судьбе».
Святейший патриарх благословил архипастырей и пастырей совершать об убиенных панихиды. И начатое им уже через три дня после екатеринбургского убийства почитание царской семьи продолжилось, даже несмотря на богоборчество и навязанную стране идеологию – воинствующий атеизм. Совершается и сегодня, спустя десятилетия, для сохранения исторической памяти и в знак покаяния за кровавое злодеяние.
17 июля царственных страстотерпцев и всех с ними пострадавших поминали и в Свято-Воскресенском соборе Пугачёва.
В воспоминание об этом событии по Саратовской митрополии совершается традиционный многодневный покаянный Крестный ход Саратов-Вавилов Дол. В эти дни он проходит по территории Николаевского благочиния.
15 июля молитвенники прибыли в посёлок Заволжский, где остановились на ночлег, а утром 16-го приняли участие в Божественной литургии в храме Успения Пресвятой Богородицы, которую совершил настоятель иерей Игорь Павловский. После этого крестоходцы вновь отправились в путь.
В этот же день они пришли в село Каменка к началу вечернего богослужения в храме Покрова Пресвятой Богородицы и молились вместе с иереем Димитрием Пышкиным и местными жителями.
17-го вечером Крестный ход будут встречать в Свято-Никольском женском монастыре в посёлке Монастырском. Там его участники заночуют, а утром 18 июля после богослужения в Свято-Никольском храме направятся в Пугачёв.
В Свято-Воскресенском соборе Пугачёва молитвенники отстоят вечернее богослужение и заночуют. Утром 19-го после Литургии снова выйдут в дорогу.
21 июля, преодолев последний участок пути, крестоходцы прибудут в Вавилов Дол, где состоится Божественная литургия и водосвятный молебен, посвящённый памяти новомучеников и исповедников российских, в том числе мучеников Вавилова Дола – насельников пещерного монастыря, убиенных в годы советской власти.