Жизнь и служение этого новомученика и исповедника Церкви Русской, прославленного и в Соборе Саратовских святых, связана с Пугачёвским краем.
Родился он в 1889 году в селе Савельевка Николаевского уезда Самарской губернии (ныне Краснопартизанский район Саратовской области) в семье диакона Михаило-Архангельской церкви Николая Васильевича Амасийского (по другим источникам Амассийского).
Казалось, путь сына служителя Церкви предрешён. Однако не всё в жизни Николая было очерчено ясно, и не сразу он определился со своими внутренними устремлениями. Николаевское духовное училище, в подготовительный класс которого был зачислен в 1897 году, окончить не смог – в 1901 году его исключили за недисциплинированность. Зато впоследствии освоил полный курс Вольского духовного училища Саратовской епархии.
Из Самарской духовной семинарии нашего земляка также отчислили, но уже по другой причине – за активное участие в политических волнениях 1905 года.
В следующем году Николай всё же окончил 1 класс этого учебного заведения, но затем решил попробовать себя на преподавательском поприще и год посвятил подготовке к экзаменам на звание учителя.
Тем временем его отец Николай Амасийский-старший, к тому времени нёсший священническое служение в Давыдовке, заботясь о своём приходе, при поддержке николаевских и давыдовских благотворителей построил в селе великолепный каменный храм, который 22 октября 1907 года викарий Самарской епархии – епископ Николаевский Тихон (Оболенский) – освятил по единоверческому чину во имя Архангела Михаила.
Это побудило значительную часть населения Давыдовки, преимущественно старообрядческого, присоединиться к Церкви.
Видя добрые плоды отцовских трудов, и Николай загорелся желанием встать на путь служения Богу и поступил псаломщиком в Никольскую церковь села Семёновка Николаевского уезда (ныне Краснопартизанский район).
В 1908 году Николай Николаевич венчается с дочерью священника Ольгой Ахматовой, в браке с которой у них впоследствии родилось четверо детей. В 1914-м он рукоположен во диакона и продолжает служение в Семеновке. В 1917-м служит священником в одном из храмов Николаевска, а в 1918-1922 годах – в Казанском храме села Смородинка Николаевского уезда (ныне поселение Перелюбского района).
Отец Николай Амасийский-старший после кончины супруги в 1922 году избран кандидатом во епископа Пугачёвского и для принятия хиротонии отправился в Москву, где примкнул к обновленцам. После своего поставления во епископа он перевёл принявшего обновленчество сына из Смородинки в Иоанно-Предтеченский, старый, как его называли, собор города, который к тому времени уже носил имя донского казака, предводителя Крестьянской войны Пугачёва.
Немного времени понадобилось епископу Николаю, чтобы осознать глубину и тяжесть своих заблуждений – в конце 1923 года он принёс покаяние лично Святейшему Патриарху Тихону (Беллавину).
Вероятно, не без участия отца, его наставлений иерей Николай также раскаялся в обновленчестве и принял участие в повторном освящении «старого» собора. После это Николай Амасийский-младший продолжил служение в Пугачёве. Исследователям известен адрес его проживания с семьёй: улица Чапаевская, дом 68.
В 1931 году отец Николай назначен благочинным Пугачёва и Пугачёвского округа.
В начале сентября 1934 года Пугачёвским РО НКВД за «участие в контрреволюционной группе в составе духовенства и других граждан» арестованы священники Иоанн Заседателев, Константин Самуилов, Мстислав Курмышский, Михаил Смирнов, Василий Баннов и трое мирян, а через месяц по тому же делу арестован и препровожден в изолятор Заволжского сектора УНКВД по Саратовскому краю и благочинный священник Николай Амасийский.
Его обвинили в том, что, получив от участника контрреволюционной группы предложение о совместной организованной антисоветской деятельности, не сообщил об этом соответствующим органам власти и укрывал практическую деятельность группы.
По постановлению Особого совещания при НКВД СССР от 17 марта 1935 года отец Николай Амасийский сослан в Казахстан на три года и проживал в посёлке Майское Бескаргайского района Павлодарской области, работая на руднике.
25 ноября 1937 года отец Николай вновь арестован, а уже 1 декабря на заседании Тройки УНКВД по Восточно-Казахстанской области в составе группы двенадцати священнослужителей обвинён в контрреволюционной деятельности. Его приговорили к 10 годам работ в том же исправительно-трудовом лагере. Пребывая там, 26 декабря 1938 года он скончался. При каких обстоятельствах это случилось и где он похоронен, семье не сообщили. Не известны и места погребения остальных страдальцев из посёлка Майское.
Постановлением Президиума Саратовского областного суда в октябре 1988 года Николай Николаевич Амасийский реабилитирован. А 20 августа 2000-го по завершении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви все мученики из посёлка Майского, в том числе иерей Николай Амасийский, причислены к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 29 декабря 2010 года имя священномученика Николая внесено в список Собора Саратовских святых.
День памяти святого установлен на день его кончины – 13 (26) декабря. (По материалам, собранным исследователями священником Максимом Плякиным и церковным краеведом Валерием Тепловым)
В этот день в Свято-Воскресенском соборе Пугачёва также совершили память священномученика Николая, духовное становление которого и служение проходило в нашем Заволжском крае.
Copyright © 2025