Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви, которое ныне совершается по новому стилю 14 января, восходят к IV веку.
В раннехристианские времена это событие – обряд обрезания, установленный у израильтян для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками, вспоминали вместе с событием Рождества Господа нашего Иисуса Христа и Его Крещением.
Согласно толкованию святых отцов Бог-Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений, и чтобы впоследствии никто не мог усомниться, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как утверждали еретики.
— То, что должно было пройти каждому человеку, прошёл и Господь наш Иисус Христос, – отметил после богослужения в Свято-Воскресенском соборе Пугачёва настоятель храма благочинный Николаевского округа протоиерей Владимир Растопшин. – С этой мыслью святитель Григорий Богослов и святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, память которого мы ныне совершаем, были неразлучны. У них это вылилось в чеканную формулу: что не воспринято, то не может быть исцелено, уврачёвано. То есть если бы Господь целиком и полностью не воспринял человеческую природу, Его сошествие на землю ради нашего спасения было бы бессмысленным. Но мы знаем, что Иисус Христос принял её, чтобы обожить, сделать причастницей Своего Божества. И это мы сегодня совершаем во святых Таинствах.
Отец Владимир напомнил также, что в Новом Завете обряд обрезания уступил место Таинству Крещения, прообразом которого и являлся.
Copyright © 2026