– Нужно верить не только в Бога, но и Богу, – советует своему окружению настоятель храма во имя Михаила Архангела в селе Перелюб протоиерей Константин Солнцев.
Если кто-то из рьяных атеистов всё ещё полагает, что священники – люди с кругозором, ограниченным рамками далёких от науки религиозных теорий, пытающиеся «затуманить голову пастве», ему непременно стоило бы побеседовать с отцом Константином. Этот человек – воплощение гармоничного сочетания добытых учёными и практически доказанных знаний об окружающем мире и веры в Господа, которая по определению не нуждается в доказательствах. Впрочем, как уточняет он сам, это вовсе не противоречащие друг другу понятия. И, кстати сказать, много веков назад науку двигали вперёд именно люди воцерковленные. Делали это не для отмены постулатов веры, а чтобы лучше узнать окружающий мир.
– Пытливый ум не отрицает Божье бытие. Иоганн Кеплер, Николай Коперник, Галилео Галилей, Исаак Ньютон были невероятно образованными для своей эпохи и изначально получили теологические знания, которые позволили им развить мышление и заняться потом изучением законов Вселенной, совершая великие открытия, – напоминает батюшка.
Что касается самого Солнцева, в его жизни вышло наоборот. После школы он поступил в Саратовский университет на механико-математический факультет и, получив диплом, несколько лет преподавал в родной Успенке физику, математику, информатику и астрономию. К вере же, как и многие современники, пришёл, уже будучи зрелой, состоявшейся личностью. Не в результате внезапного озарения – просто, начав изучать Священное Писание в поисках ответов на вопросы, которые не смог найти в светских учебниках. Знания физических законов материального мира не стали помехой. Ему удалось примирить в сознании очевидное и изученное с тем, что нашему пониманию неподвластно и требует лишь принятия всей душой.
– Всё, что в жизни происходит, все явления и процессы – Промысел Божий, – уверен отец Константин. – Мы должны понимать: Господь один знает, как лучше, и принимать Его волю. Ему было угодно, чтобы я сначала ступил на учительскую стезю, продолжив дело предков по отцовской линии.
Кстати, мой прадед основал школу в Шойбулаке в Марий Эл. Её до сих пор в народе называют солнцевской. А потом мне было предписано проследовать по стопам брата бабушки – отца Григория, который служил в храме Космодемьянска.
Крещение будущий пастырь принял, когда ему было уже 25. Произошло это по настоянию бабушки Натальи, прихожанки Воскресенского храма Николаевска (Пугачева). Отец Константин признаётся, что тогда ещё не пришёл к вере, просто очень любил бабушку и не стал противиться. А женщина, которая, видимо, чувствовала приближение конца своего земного пути, спешила посвятить внука Богу, считая, что лишь так поможет ему обрести истинный путь и защиту от бед и напастей. Это был первый шаг парня, сделанный ради бабушки пусть не с верой, но от души. В этом же году женщина умерла, и дальше юноше пришлось идти самому.
Он дважды прочёл Библию. Потом в его окружении появились православные священники, в том числе отец Александр Савчук, приехавший в наши края из Киева. С ним Константин общался в Троицком храме Ивантеевки. Там же он познакомился с молодой прихожанкой Екатериной, которая стала его супругой.
Поступление в Саратовскую православную духовную семинарию для сельчанина было совершенно осознанным. В Перелюб отец Константин приехал вместе с семьёй, уже имея опыт служения в областном центре.
Поначалу сельчане отнеслись к новому батюшке настороженно. Неудивительно, ведь до него за 10 лет в селе сменилось около десятка священников. Не приживались они в далёкой глубинке. Так что местные думали, и новый настоятель не задержится.
Рьяно убеждать, что собирается «пустить в селе корни», как сам он говорит, батюшка никого не стал. Просто начал объединять вокруг себя людей не только для совместных богослужений, но и общественно полезных, культурно-развлекательных дел – проводил с прихожанами субботники, посещал школу, выступал в Доме культуры, исполняя песни под гитару. Не сразу, но поверили перелюбцы, что батюшка не рванёт завтра от них в поисках лучшего места.
Поскольку в селе все на виду, притвориться добрым и благочестивым там не получится. Чтобы являть другим пример, таким нужно быть. И не столько проповедями убеждать, сколько добрыми делами. А что может быть убедительнее стремления спасти и обогреть любовью обездоленных жизнью детей! Вместе с матушкой Екатериной отец Константин кроме своих шестерых детей воспитывает четверых приёмных. Поскольку супруги любят всех мальчишек и девчонок одинаково, не деля на родных и усыновлённых, Илья, Никита, Максимка и Яна сразу прижились в семье и теперь, как и их ровесники, наслаждаются беззаботным детством. Впрочем, известная доля строгости при их воспитании присутствует, ведь Солнцевы и дома соблюдают православные традиции.
Батюшка уверен: сопроводить свою жизнь молитвой, постом, духовными трудами и добрыми делами никогда не рано и не поздно. И учит этому и свою паству, и домочадцев.
Наталья Трофимова, корреспондент газеты «Провинциальная жизнь», прихожанка храма Воскресения Христова г.Пугачёва