Православный календарь


Яндекс.Метрика




День памяти священномученика Николая Амасийского

26 декабря Церковь празднует память священномученика Николая Амасийского, большая часть жизни которого была связана с саратовской землей.

Святой Николай родился в 1889 году в селе Савельевка Николаевского уезда Самарской губернии (ныне — Краснопартизанского района Саратовской области) в семье диакона местной Михаило-Архангельской церкви Николая Васильевича Амасийского. Его духовный путь, приведший к мученическому венцу, не был прямым. В юности он пережил увлечение левыми политическими идеями, активно участвовал с студенческих волнениях, за что осенью 1905 года был исключен из Самарской духовной семинарии.

Тем не менее Николай Николаевич не отступил от своего решения встать на путь служения Церкви и в 1907 году был принят псаломщиком в Никольскую церковь села Семеновка Николаевского уезда (ныне —  Краснопартизанского района Саратовской области). В 1908 году юноша сочетался браком с девицей Ольгой Ивановной Ахматовой.

В 1914 году псаломщик Николай Амасийский был рукоположен во диакона к тому же приходу села Семеновка, в 1917 году — во священника к одному из храмов Николаевска. В 1918 году он был переведен в Казанский храм села Смородинка (ныне — в Перелюбском районе Саратовской области).

Николай Амасийский-старший после кончины супруги в 1922 году впал в обновленческий раскол: он был избран духовенством и мирянами города Пугачева (до революции — Николаевска) кандидатом во епископа Пугачевского и хиротонисан во епископа обновленческим «митрополитом» Антонием (Грановским). Вместе с отцом в духовное искушение впал и его сын. Однако в 1923 году обновленческий епископ Николай принес покаяние, которое принимал лично Святейший Патриарх Тихон (Беллавин). Священник Николай Амасийский-младший также раскаялся в обновленчестве.

В начале сентября 1934 года Пугачевским РО НКВД были арестованы священники Иоанн Заседателев, Константин Самуилов, Мстислав Курмышский, Михаил Смирнов, Василий Баннов и трое мирян. 1 октября 1934 года по тому же следственному делу был арестован и препровожден в изолятор и священник Николай Амасийский, который к тому времени стал благочинным Пугачевского округа.  Его обвинили в «антисоветской деятельности среди крестьянства, направленной против существующего строя», а также в том, что он не донес властям о контрреволюционных действиях арестованных ранее священников.

Власти подготовили документы, согласно которым священник Николай Амосийский якобы признал свою вину, но отец Николай выразил протест, заявив, что следователь исказил его мысль.

5 ноября 1934 года после телеграфного распоряжения замначальника УНКВД по Саратовскому краю все арестованные по делу пугачевского духовенства были этапированы в Саратов и заключены в Саратовскую фабрично-заводскую исправительно-трудовую колонию.

Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 17 марта 1935 года священник Николай Амасийский был приговорен к ссылке в Казахстан сроком на три года, с отсчетом срока со 2 октября 1934 года. Новомученик был сослан на Мойский рудник, в поселок Мойка (Майское) Бескарагайского района Восточно-Казахстанской области (ныне пос. Майское Павлодарской области Республики Казахстан). Срок ссылки он отбыл полностью, однако вместо свободы попал под новый арест — 25 ноября 1937 года вместе со своими соузниками он был арестован органами НКВД. Следственное дело в отношении двенадцати мучеников Мойского рудника было закончено в кратчайшие сроки. Пятнадцать человек были приговорены к расстрелу, святой Николай получил «всего» десять лет лишения свободы.

Тяжелейшие условия ссылки подорвали здоровье подвижника. Он скончался в местах лишения свободы 26 декабря 1938 года.

20 августа 2000 года, по завершении Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, все 16 мучеников из поселка Майское, и в их числе иерей Николай Амасийский, были причислены к лику святых для общецерковного почитания в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Comments are closed.