Празднование в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, которое отмечают 8 сентября (по старому стилю 26 августа), установлено в память о знаменательном событии в истории нашей страны – её спасении от нашествия Тамерлана в 1395 году.
В XIV веке, когда столицей государства был город Владимир, полчища Золотой Орды грабили и разоряли русские земли, а людей угоняли на работорговые рынки, убивали.
В 1395 году над Русью нависла угроза новой беды – с неисчислимым воинством на неё двинулся из Средней Азии грозный Тамерлан. Этот тюрко-монгольский завоеватель, которого по-другому именовали Тимуром, а русичи – Темир-Аксаком, покорил Хорезм, Персию, государства Закавказья, создал своё государство со столицей в Самарканде.
Тамерлан прославился особой жестокостью. Его стоило опасаться больше ордынских военачальников. Ведь он разбил великое конное войско золотоордынского хана Тохтамыша, который до этого разгромил столицу Московского княжества. И поскольку русское войско не сумело одолеть Тохтамыша, в противостоянии с Тамерланом ему тем более грозило поражение.
Когда полчища среднеазиатского правителя прорвали русские границы и разорили Рязань, Тамерлан, уничтожая и опустошая всё вокруг, двинулся на Москву.
В тот момент Белокаменной, как и всею Владимирской Русью, правил великий князь Василий I, сын Дмитрия Донского. Он всеми силами стремился к объединению Руси. Присоединил к Москве Нижний Новгород, Городец, Муром и другие волости. Со временем стал править большей территорией, чем его отец. И, соответственно, обладать большей ратью. Однако её численность была несоизмерима с силами Тамерлана.
Учитывая это, вероятность отогнать непрошеных гостей была невелика. Но Русь надо было защищать. Великий князь Василий Дмитриевич собрал полки и, выйдя из Москвы, встал на берегу Оки, которую решил использовать как оборонительный рубеж. Вся Русская земля с тревогой ждала врага, готовясь дать ему отпор. Надеялись и уповали лишь на отвагу русских ратников и заступничество нашей покровительницы – Пресвятой Богородицы.
По просьбе митрополита Киприана из Владимира в Москву привезли чудотворную икону Владимирской Божией Матери. У стен Москвы её встречало множество народа. В летописях записано: «Когда же донесли икону эту почти до Москвы, тогда весь город вышел навстречу… Все с молитвой и плачем, все со вздохами неумолчными и рыданьем, в благодарности руки воздевая к небу, все молились святой Богородице, восклицая и говоря: «О Всесвятая Владычица Богородица! Избавь нас и город наш Москву от нашествия поганого Темир Аксака-царя».
С крестным ходом Образ внесли в Кремль и поставили в Успенском соборе. И случилось чудо: в тот самый день и час Тамерлан внезапно отступил от границ Руси – покинул её без боя, так и не решившись пойти к Москве.
Московские книжники это чудо описывали так: «Грозным видением устрашила свирепого завоевателя Пречистая Богородица».
Предание гласит, что Тамерлан увидел во сне великую гору и идущих с её вершины святителей с золотыми жезлами. А над ними в воздухе – «величественную и благолепную Жену, с тьмами молниеобразных воинов», устремившихся на него. Тамерлана одолел ужас, и он «убоялся воевать Русскую землю».
В память о чудесном избавлении Руси от неисчислимых полчищ завоевателя в день встречи в Москве Владимирской иконы Божьей Матери установлен праздник, само название которого напоминает о его сущности – о Сретении этой великой святыни. А на месте её встречи со временем воздвигли храм. Позднее вокруг него расположился Сретенский монастырь.
Что касается самой иконы, она так и осталась в Москве и с той поры неоднократно спасала Первопрестольную от бед и вражеских нашествий.
После Божественной литургии в храме Воскресения Христова клирик Дмитрий Пышкин напомнил прихожанам о том памятном событии и поздравил с таким значимым в церковном календаре праздником.
В завершение верующие приложились к вынесенной на центральный аналой Владимирской иконе Божьей Матери.