В российской истории не так много столь же значимых личностей. О киевском князе Владимире как о равноапостольном упоминали уже древнерусские книжники, поскольку его деяния вполне соизмеримы с апостольскими – именно его стараниями наша страна освещена светом христианской веры. Около 989 года Русь приняла христианство как официальную религию, что на тысячелетия определило судьбу государства и народа.
Между тем, изображая Владимира до этого знакового события, летописцы не жалеют чёрных красок. В начале своего княжения он отличался страшными пороками: жестокостью, многожёнством и особой ревностью к языческой вере и жертвоприношениям.
В то же время князь Владимир проявлял заботу об укреплении княжества, расширении его пределов. И искал способы не просто приумножить земли, а связать различные области наиболее прочными узами. Он осознавал: то, что Русь превращается в крупнейшее могущественное государство, играющее всё более заметную роль в европейской политике, требует изменений и в мышлении людей, появлении у них мощной объединяющей силы.
Язычество с его идолопоклонством давало слишком мало пищи для ума и сердца и не могло стать такой силой. Для единения народа необходима была вера, основанная на духовных началах.
Благодаря таким размышлениям и исканиям князь Владимир начал принимать у себя проповедников из разных стран. Но он не решился единолично переменить веру своих подданных, а созвал Совет бояр.
После долгих раздумий бояре и «старцы градские» (представители городского самоуправления) рассудили, что именно христианское вероучение и именно в его восточном, православном, варианте лучше всех. В подкрепление они говорили князю: «Если бы вера греческая не была хороша, то её не приняла бы твоя бабка княгиня Ольга, а она была жена весьма мудрая».
Не последнюю роль сыграло и то, что Русь к тому моменту уже давно и хорошо знала христианство. Как и другие славяне, русичи ещё за сто лет до Владимира получили возможность знакомиться со Словом Божиим на родном языке. Ведь первоучителями славян – святыми Кириллом и Мефодием, а также их учениками были переведены на славянский язык прежде всего священные и богослужебные книги. Всё это давало возможность христианству укорениться на Руси и со временем стать поистине родным для народа.
Началось Крещение Руси с её тогдашней столицы Киева.
Принятие христианства совершенно изменило князя Владимира. Он искренне, всей душой принял новую веру и начал творить множество добрых дел.
«И не в Киеве одном, но по всей земле Русской – и в городах, и в селах – везде милостыню творил, нагих одевая, алчущих насыщая, жаждущих напояя, странников одаривая милостью, церковников почитая…» – писал о нём автор «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру» мних Иаков.
«…отчего Господь избрал крестителем, духовно переродившим русский народ, именно такого человека, который в начале своей жизни, кажется, превзошёл во зле всех своих языческих предков и современников?» – пишет святитель Николай Сербский (Велимирович) и вслед за этим отвечает:
«Было необходимо показать всем последующим русским поколениям раскаявшегося грешника, поставить у истоков новой России просветившегося язычника, чтобы стоял он, подобно змию медному, и наставлял, укреплял и исцелял оступившихся и маловерных, всех русских христиан во все грядущие времена. Лучшее свидетельство действенности любого лекарства — исцелившийся больной. Необходимо было исцеленного князя Киевского показать тем, кто был еще болен, для того чтобы они с радостью приняли то же лекарство. Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное — обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда — личного преображения — стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: «Я был ночь и превратился в день! Кем был ты? Кем стал ты?»
Память своего Крестителя на Руси начали чтить уже в XI веке. Однако официальная канонизация князя Владимира задержалась на два столетия. Только в XIII веке происходит общецерковное причисление князя Владимира к лику святых. И сегодня мы почитаем его как равноапостольного.
После богослужения в Свято-Воскресенском соборе Пугачёва его настоятель – благочинный Николаевского округа протоиерей Владимир Растопшин, обращаясь к пастве, отметил:
— Преображение, которое произошло с князем Владимиром, и последующее Крещение Руси было вызвано не только политическими причинами. Это великий промысел Божий! Мы помним, что перед своим крещением князь потерял зрение, а потом душевно переродился, стал совершенно другим человеком и вместе с глазами телесными обрёл глаза духовные. И нам, следуя его примеру, нужно стремиться духовно перерождаться. А в помощь нам – таинства церковные. Не сразу, а постепенно в них мы становимся лучше. Пусть Господь нашими стараниями и молитвами святых, в том числе и равноапостольного князя Владимира, сделает нас ближе друг другу и дарует нам благодатное перерождение наших сердец и наших духовных очес!